Трактат «О жизни Моисея Законодателя, или О совершенстве в добродетели» (Περὶ τοῦ βίου Μωϋσέως τοῦ νομοθέτου ἢ περὶ τῆς κατ᾿ ἀρετὴν τελειότητος, De vita Moysis) написан около 392 г. Он посвящен не только экзегетике, но и нравственно-аскетическому и мистико-созерцательному богословию. Две части трактата соответствуют 2 различным способам толкования Священного Писания. В 1-й части, основываясь на буквальном, или историческом (ἱστορία), понимании библейского текста, святитель подробно излагает историю пророка Моисея по книгам Исход и Числа. Во 2-й части дается мистико-аллегорическое, или созерцательное (θεωρία), толкование описанных событий. Святитель Григорий рассматривает жизнь ветхозаветного пророка и боговидца, в особенности его восхождение на гору Синай для встречи с Богом, как символ постепенного восхождения человека по пути молитвенной жизни к вершинам созерцания и соединения с Богом. Святитель сравнивает все, даже самые незначительные события из жизни пророка Моисея с различными обстоятельствами жизни христианина и отыскивает здесь многочисленные нравственные правила. Беседа пророка Моисея с Богом в облаке на Синае рассматривается как молитвенное исступление, в котором душа познает Бога в «светозарном мраке», отрешившись от любых чувственных и умственных представлений.
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.