Трактат «Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия» («Против Евномия») был написан ок. 364 г. в большой спешке как подготовительный материал для Собора в Лампсаке (Геллеспонт, осень 364) и, возможно, дописывался после. Поводом к его написанию послужило сочинение Евномия, известное как «Апология», написанное ок. 359-360 гг. Евномий, епископ Кизикский, был представителем того строгого арианства, возникшего в 50-х гг. IV в., которому и сам Арий казался недостаточно последовательным. Основателем и первым вождем этого нового арианства (аномейства) был Аэтий. Единственным даровитым учеником его был Евномий Каппадокиянин, представивший в своих произведениях подробное и систематическое раскрытие богословских принципов Аэтия. Обладая строго логическим умом, он подверг резкой критике никейское учение о единосущии, и влияние его воззрений было так сильно, что на борьбу с ним должны были выступить такие авторитетные церковные деятели и писатели, как Василий Великий, Григорий Нисский, Аполлинарий Лаодикийский, Феодор Мопсуэстийский. В своем трактате святитель. Василий приводит отрывки из «Апологии» Евномия и пишет опровержение на них. Центральная проблема этой полемики, проблема познаваемости Бога, жива для богословского сознания и по сей день. Евномий считал, что сущность Бога можно познать через понятие его нерожденности (в отличие от сотворенного им мира и рожденного Сына, Бог не имеет начала и источника своего существования). Святитель Василий подчеркивает, что Бога мы можем познавать только по его проявлениям, и познание не только Божественной сущности, но и сущности сотворенного мира носит ограниченный характер. Человеку доступно знание лишь о существовании Бога, но не определение Его природы или существа. Рожденность Сына означает не возникновение его из небытия, а его вечное рождение Отцом. Автором приписываемых святителю Василию 4-й и 5-й книг «Против Евномия» в настоящее время считается Дидим Слепец, поэтому мы не включаем их в публикацию.
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.