Это Сочинение содержит все основные положения богословского учения Афанасия, несмотря на то что он написал его еще совсем молодым человеком (в 317–319 гг.) до начала полемики с арианами. Именно здесь содержится знаменитая формула «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» («Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились»). Человек призван быть богом, но он смертен – вот тот отправной пункт, с которого св. Афанасий начинает свой ответ на вопрос: почему Бог стал человеком. Св. Афанасий, как и все отцы Церкви, считает, что смерть и тленность не были сотворены Богом, но пришли в мир вследствие грехопадения. Бог сотворил всё благим, но наделенным свободной волей и способным к восстанию против Него. Результатом восстания явилась смерть. Бог не мог отменить Своего наказания, ставшего законом – а именно, передачу смертности и тленности из рода в род людей вследствие греха Адама, но не мог, по благости и милости Своей, и оставить свое создание в таком состоянии.. Как же Он мог восстановить человека? Спасение, как считает св. Афанасий, должно было, с одной стороны, служить искуплением греха человека, а с другой – стать исполнением закона, наложенного на человеческий род и упразднением смерти как платы за грех. Всего этого не мог совершить ни один из людей. Но только Сам первообраз человека, сотворивший Его Божественный Логос, мог, восприняв нашу природу, умереть не в наказание за грех, а ради нашего спасения и, умерев, силою Своего Божества – воскреснуть. Отныне вера во Христа как Спасителя, Христа, победившего смерть, служит тому, что ни смерть, ни тление, ни действовавший с их помощью дьявол, больше не властны над человеком. Смертность не является препятствием к обожению, более того, сама смерть христиан становится зримым свидетельством уподобления человека Богу. Таков первый ответ, данный св. Афанасием на вопрос о смысле Воплощения. Вторая причина Воплощения, тесно связанная с первой, согласно св. Афанасию, состоит в том, что Бог через Сына дал людям истинное Богопознание, утраченное в грехопадении. Сын – истинный образ Отца, в Сыне для людей стало возможным познавать Отца. Боговоплощение стало откровением Святой Троицы. ... Через Сына Божия воплотившегося, т. е. ставшего Своим образом, людям открывался Бог. Богопознание, вкупе с благодатью, сообщаемой верой во Христа Спасителя, победившего смерть и тление, и составляют для св. Афанасия суть боговоплощения.
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.