«Долгом считаем заявить, что тут мало что будет своего. Всё будет заимствуемо у святых отцов и учителей Церкви, потрудившихся в толковании сего псалма»,— так предваряет святитель свой обширный труд. Псалму 118 посвятили подробные толкования святитель Афанасий Великий, блаженный Августин, святитель Иларий Пиктавийский, блаж. Феодорит Киррский; Евфимий Зигабен в своей Толковой псалтири приводит и других толкователей, и всё это использует святитель Феофан, приводя и сопоставляя цитаты из толкователей, украшая их вкраплениями отрывков из преподобного Исаака Сирина и скрепляя своим неповторимым стилем и живым языком. Любовью к Закону Божию, к слову Божию, к «оправданиям Божиим» напоен каждый стих этого псалма, все они говорят о том, как человек жив только «всяким словом, исходящим от уст Божиих», и складываются в своего рода «лествицу духовного восхождения». «Если и мужи ученые будут брать себе по стишку из этого псалма и поучаться в нем размышлением в продолжение дня, то это будет очень похоже на прорывание земли в том месте, где скрыто сокровище. Ройся только — найдешь. В каком бы кто возрасте духовном ни находился, всякий узрит должное и полезное себе». И вот складывается большая книга, столько же относящаяся к аскетике, сколь и к экзегезе - толкованию Писания. Ее хорошо и читать подряд, маленькими порциями, для научения духовной жизни, непременно пытаясь проводить в жизнь понятое (о том, что Писание понимается только через воплощение в жизнь, неустанно твердит святитель) — или, при надобности, использовать первой в ряду толкований именно из-за того, что она объединяет  все предшествующие труды полутора тысячелетий и стала памятником русского святоотеческого Предания.
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.