Девять бесед на Шестоднев были произнесены святителем Василием Великим, когда он был еще пресвитером (следовательно, до 370 года), в течение первой недели Великого Поста, в храме, перед слушателями смешанного состава, но преимущественно из простого народа. В некоторые дни беседы звучали по два раза. Святитель предложил своей пастве наглядный образ мира, согласный с представлениями позднеантичной науки, но не вступающий в противоречие и с Библией. Святитель Василий рисует христианскую картину творения и бытия мира. Свидетельство всего сотворенного мира и всей мировой истории для него заключается в одном — «мир есть школа и училище богопознания», в котором «разумным существам преподается ведение Бога и где через рассмотрение видимого и чувственного ум направляется к созерцанию невидимого». О Боге свидетельствуют не только необъятное пространство космоса и величина астрономических объектов, но и самые ничтожные по своим размерам существа — «всё несет на себе следы премудрости Создателя», а для человека образованного это означает одно: всё видимое есть знак невидимого. Шестоднев есть описание собственно устроения мира. Видимый мир Бог творит сразу. Но не сразу мир осуществляется в своей полноте и строе. Мир есть целое при всей разнородности своего состава, ибо связан от Бога «неким неразрывным союзом любви в единое общение и в одну гармонию». Художественная полнота и строй вселенной, великое зрелище космоса возводит ум к размышлению о Творце и Художнике всяческих. «Ибо если временное таково, каково же вечное! И если видимое так прекрасно, то каково невидимое». Весь мир для святителя Василия свидетельствует о Боге. Две беседы о сотворении человека стоят особицей: хотя эти памятники письменности давно известны и прямо продолжают тему «Шестоднева», их принадлежность святителю Василию долго оспаривалась учеными, пока его авторство не было неопровержимо доказано в 1970 году французскими патрологами (Алексис Сметс и Мишель ван Эсброэк). Перевод этих бесед на русский язык опубликован в Журнале Московской Патриархии. Скорее всего, по состоянию здоровья святитель Василий не смог завершить свои беседы в том же Великом посту, когда их начал, и вернулся к теме лишь несколько лет спустя, когда девять бесед уже распространились в многочисленных списках как сборник. Обсуждая вопрос о сотворении человека, святитель Василий развивает учение об «образе и подобии»: человек предстает как существо, всё бытие которого призвано деятельно стремиться к совершенству божественной жизни здесь, на Земле, поскольку он сотворен по образу и подобию Бога. В то же время человек есть «микрокосм». Он как бы собирает, фокусирует в себе весь тварный мир, центром которого он призван быть. Святой Григорий Богослов в надгробном слове своему другу сказал: «Когда я беру в руки и читаю его «Шестоднев», то прихожу в общение с Творцом, постигаю законы творения».
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.