Из Египта в Константинополь доставлялся хлеб; церковные деятели Александрии, пользуясь возможностью присоединиться к каравану, приезжали с ним в Константинополь для решения важных церковных вопросов. С этим караваном прибыли в столицу империи некоторые монашествующие. Приветствуя этих пришельцев, святитель Григорий соединяет обстоятельства их прибытия с описанием древнего значения Египта, напоминает обстоятельства жизни праотца Иосифа и Спасителя, останавливается на соверменном значении Египта как житницы столицы, упоминает и значение деятельности святителя Афанасия Великого и говорит о Египте как колыбели монашества. Святитель Григорий Богослов предлагает «ретроспективный» метод чтения Писания, который заключается в том, чтобы рассматривать тексты Писания исходя из последующего Предания Церкви и идентифицировать в них те догматы, которые более полно сформулированы в позднейшую эпоху. При этом о Св. Троице свидетельствуют не только новозаветные, но и ветхозаветные тексты. По образному сравнению св. Григория, онтологическая пропасть между Божеством и тварным миром подобна пропасти, существующей в Римской империи между господством и рабством. Речь идет не о том социальном различии, которое противоестественно, подчеркивает святитель, не о том, «что у нас или насилием рассечено, или бедностью разъединено», но о том, что «разделила природа», т. е. что онтологически иноприродно,— о Боге и твари. В Божестве есть «что-то творческое, начальственное и неподвижное», а в тварном мире — «что-то сотворенное, подчиненное и разрушаемое». Божество выше времени, а тварь подвластна времени.
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.