Сочинение было написано святителем в 374–375 годах и адресовано св. Амфилохию Иконийскому (двоюродный брат св. Григория Богослова, он был духовным чадом святителя Василия). Наряду с центральной темой единосущия трех Лиц Святой Троицы в этом сочинении святитель касается также христологических проблем, учения о Домостроительстве спасения, нравственного богословия, аскетики и т. д. Лейтмотивом всего сочинения является идея равночестия Святого Духа с первыми двумя Лицами Святой Троицы, причем для Кесарийского архипастыря определение «равночестный» служит эквивалентом и синонимом «единосущного». Противостоя суждениям еретиков, прежде всего ариан, святитель основывается целиком на Священном Писании и Священном Предании. Здесь, как и в других его творениях, проявляется глубинное знание и понимание Писания. Основополагающим принципом подхода к Ветхому Завету здесь предстает прообразовательное толкование, неразрывно связанное с толкованием духовным. Священное Предание святитель ставит столь же высоко, как и Священное Писание, считая их равнозначными и равно необходимыми для бытия христианства вообще, и для духовной жизни каждого христианина в частности, и также для всякого богословского рассуждения: «Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в письменном научении, а другие, дошедшие до нас от Апостольского Предания, приняли мы в тайне; но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия» (гл. 27).
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.