Сборник поучений святых отцов об умном делании и аскетических предпосылках к нему, составленный в последней четверти 18 века святителем Греческой Церкви Макарием, митрополитом Коринфскому (†1795) и отредатированный преп. Никодимом Святогорцем (1749-1809), получил название "Добротолюбие" (греч. Φιλοκαλία, что можно перевести равно и как "Красотолюбие") и вышел в 1782 г. в Венеции. Уже в 1793 был опубликован перевод сборника на славянский язык, осуществленный прп. Паисием Величковским. В 1857 г. святитель Игнатий Брянчанинов (†1867) опубликовал дополненное издание перевода преподобного Паисия. В 1877 г. святитель Феофан, затворник Вышенский (†1894) подготовил новое пятитомное издание, которое напечатано было в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне; с 1878 по 1914 г. вышло три издания. "Добротолюбие" святителя Феофана, которое и вошло в золотой фонд русской аскетической литературы, отличается от церковно-славянского перевода: некоторые части восполнены, другие сокращены; язык очень своеобразен, переполнен славянизмами и словообразованиями, употреблеными для передачи святоотеческих аскетических и мистических понятий. В первый том сборника входят творения преподобных отцев 4-5 веков: Антония Великого, Макария Великого, аввы Исаии Отшельника, Маорка подвижника, Евагрия Понтийского.
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.