Аскетичекие труды Аввы Евагрия или части его оригинальных сочинений, в отличие от других, где содержались еретические мнения, не только были приняты церковным Преданием, но и едва ли не превзошли по цитируемости все прочие произведения IV в. по "теории" православной аскетики. "Центральное место в философии Евагрия занимает его учение о молитве. Основным занятием в монашеской жизни должна быть молитва. Следовать за Христом, согласно Евагрию, означает идеальную, непрерывную молитву, завещанную Апостолом Павлом... Помимо развития самой идеи Евагрию принадлежит и термин "умная молитва", которую он понимал как "непрерывное общение разума с Богом" ("О молитве", 3). "Монах, - писал Евагрий, - это человек, который отделен ото всего и в гармонии со всем" ("О молитве", 124). Это означает, что монах удаляется от мира, с тем чтобы потом через Бога обрести гармонию со всей вселенной. Самое слово "монах" происходит от греческого μόνος (монос), "один". Таким образом, в учении Евагрия наряду с еретическими элементами мы находим чрезвычайно важную идею постоянной умной молитвы, которая впоследствии трансформировалась в учение об "Иисусовой молитве" и глубоко запечатлелась в православной духовной традиции. Произошло как бы очищение учения Евагрия, и в этом выразилась мудрость Церкви, перерабатывающей все и усваивающей лишь правильное и полезное". Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие.
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.