Одно из самых серьезных и догматически насыщенных творений святителя Василия, посвященное раскрытию учения о Святом Духе, мало разработанного к тому времени.
Важнейшее догматико-полемическое сочинение св. Василия — «Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия». Основная тема этого произведения — проблема познаваемости Бога. Приводим только первые 3 книги трактата: книги 4-5, долгое время приписывавшиеся Василию Великому, ему не принадлежат.
Слова 1-3 объединены одной общей темой: в них Григорий Богослов оправдывается в связи со своим удалением в Понт после пресвитерской хиротонии.
Слово произнесено после окончания периода, на который Григорий Богослов дал обет молчания: оно посвящено возвращению в лоно Церкви группы назианзских монахов.
Вероятно, это слово было написано при вступлении в управление православной общиной Константинополя и, тем самым, имело характер исповедания веры нового епископа. Оно представляет собой краткое суммарное изложение православной триадологии и является своего рода введением в проблематику последующих пяти Слов о богословии.
Наряду со словом 20-м это Слово является введением в православную триадологию.
Слово содержит систематическое учение о Боге Сыне, направленное против арианства, посвящено единству Ипостасей Св. Троицы, в частности единству Отца и Сына.
Опровергая македониан, свт. Григорий доказывает божественное достоинство Святого Духа и равенство Его двум другим Ипостасям Святой Троицы.
В слове, произнесенном 6 января 381 года, святитель рассуждает о Божестве, Троичности, о благодати Крещения.
В слове, посвященном празднику Богоявления, святитель Григорий говорит о единстве Троицы в контексте крещальной практики Церкви и собственного христианского опыта. Он убеждает не следовать господствовавшему в ту пору обычаю откладывать крещение даже до старости, а призывает не откладывать Таинства.
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.