Важнейшее догматико-полемическое сочинение св. Василия — «Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия». Основная тема этого произведения — проблема познаваемости Бога. Приводим только первые 3 книги трактата: книги 4-5, долгое время приписывавшиеся Василию Великому, ему не принадлежат.
Слова 1-3 объединены одной общей темой: в них Григорий Богослов оправдывается в связи со своим удалением в Понт после пресвитерской хиротонии.
Слово содержит систематическое учение о Боге Сыне, направленное против арианства, посвящено единству Ипостасей Св. Троицы, в частности единству Отца и Сына.
В Слове затрагивается вопрос о божественной и человеческой природах в воплотившемся Боге, а также перечисляются имена Сына, встречающиеся в Священном Писании.
В слове, произнесенном 6 января 381 года, святитель рассуждает о Божестве, Троичности, о благодати Крещения.
В исключительно насыщенном догматическим содержанием вдохновенном Слове святитель говорит о Триедином Боге, о творении мира, который представляет собой иерархию светов, восходящих к первоверховному Свету — Богу, и о величайшем таинстве воплощения, смерти и Воскресения Христа Бога.
"Чествуются мученики, пострадавшие за Христа, воздается поклонение Христу, Который пострадал за всех", и святитель переходит к основной теме: к тому, как всё Писание сосредоточено на Христе. "Я и Отец -- Одно" - тема второй половины Беседы.
Эта краткая, но чрезвычайно содержательная беседа посвящена православному учению о Святой Троице.
Беседа представляет собой опыт «популярного богословия», ибо здесь доступным для многих слушателей языком намечаются основные черты православного учения о Святой Троице.
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.