Слово, или Гомилия, на Рождкество Христово святителя Василия Великого - шедевр православной гомилетики, более полутора тысяч лет входящий в сокровищницу христианства.
Слово произнесено в 380 году и адресовано египетским монахам, прибывшим в столицу империи с хлебным караваном. Святитель учит здесь распознавать уже заложенные в Священном Писании догматические истины исходя из Предания Церкви.
Слово произнесено 25 декабря 380 г. В эту пору Богоявление было единым праздником, когда одновременно совершалось воспоминание Рождества и Крещения Господня — как явления Бога в мире. Канон Рождеству Христову прп. Космы Маиумского вдохновлен именно этим Словом.
В слове, посвященном празднику Богоявления, святитель Григорий говорит о единстве Троицы в контексте крещальной практики Церкви и собственного христианского опыта. Он убеждает не следовать господствовавшему в ту пору обычаю откладывать крещение даже до старости, а призывает не откладывать Таинства.
Изложение учения Церкви в форме ответов на главные возражения иноверцев и еретиков. Первая часть (главы 1–4) содержит учение о Боге Едином в Трех Лицах; во второй части (главы 5–32) излагается учение о сотворении человека, грехопадении, Боговоплощении и искуплении во Христе; в третьей части (главы 33–40) св. Григорий учит о таинствах Крещения и Евхаристии.
"Он родился по плоти, чтобы тебя возродить по духу; родился от жены, чтобы ты перестал быть сыном женщины; попустил, что отец Его стал рабом, чтобы тебе, рабу, сделать отцом Владыку. Итак, возрадуемся и возвеселимся, с радостью вспоминая наши блага"
Библейское повествование о праотце Иосифе в пересказе преподобного Ефрема превращается в яркую повесть о действии Божия Промысла.
Это произведение святителя Григория, в сущности, является настоящим сотериологическим трактатом: в нем содержится глубокий синтез святоотеческого учения о спасении в связи с учением о первородном грехе, о значении крещения и об эсхатологической природе спасения.
Беседа содержит важные антропологические идеи: о том, что человек единственный сотворен по образу Триипостасного Божества; о том, почему, воспринимая человеческую природу, Бог Сын не поглощает личности людей в их многообразии; о свободе воли человека. Сотворение мира имело с самого начала целеустремленность во Христе Иисусе, Сыне Божием.
Беседа - ответ на мучивший миллионы.людей вопрос, откуда зло и почему оно существует в мире, сотворенном Богом, если Он благ.
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.