В раннем сочинении св. Афанасия (317-319 гг.) уже содержатся основные положения его богословского учения. Раскрывается истина и смысл воплощения и доказывается доводами от исполнения пророчеств и от нравственного обновления, совершаемого в мире христианском.
Слова 1-3 объединены одной общей темой: в них Григорий Богослов оправдывается в связи со своим удалением в Понт после пресвитерской хиротонии.
В этом и следующем Словах святитель оправдывается от обвинений, возводимых на него арианами. В Слове 33 раскрывается роль Крестной жертвы Спасителя в воссоздании всего человечества и роль истинной Церкви как места присутствия Божия и обожения людей.
Слово произнесено в 380 году и адресовано египетским монахам, прибывшим в столицу империи с хлебным караваном. Святитель учит здесь распознавать уже заложенные в Священном Писании догматические истины исходя из Предания Церкви.
Слово произнесено 25 декабря 380 г. В эту пору Богоявление было единым праздником, когда одновременно совершалось воспоминание Рождества и Крещения Господня — как явления Бога в мире. Канон Рождеству Христову прп. Космы Маиумского вдохновлен именно этим Словом.
В исключительно насыщенном догматическим содержанием вдохновенном Слове святитель говорит о Триедином Боге, о творении мира, который представляет собой иерархию светов, восходящих к первоверховному Свету — Богу, и о величайшем таинстве воплощения, смерти и Воскресения Христа Бога.
Это произведение святителя Григория, в сущности, является настоящим сотериологическим трактатом: в нем содержится глубокий синтез святоотеческого учения о спасении в связи с учением о первородном грехе, о значении крещения и об эсхатологической природе спасения.
Беседа содержит важные антропологические идеи: о том, что человек единственный сотворен по образу Триипостасного Божества; о том, почему, воспринимая человеческую природу, Бог Сын не поглощает личности людей в их многообразии; о свободе воли человека. Сотворение мира имело с самого начала целеустремленность во Христе Иисусе, Сыне Божием.
Св. Макарий возводит мысли к самому началу нашему и изображает, в каком светлом состоянии находился первый человек...
«Душа наша по природе добра, но превращается в злую по своему свободному произволению. Страсти неестественны; они прививаются и развиваются злым произволением, — и привычка делает их сильными, как сильна природа».
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.