В раннем сочинении св. Афанасия (317-319 гг.) уже содержатся основные положения его богословского учения. Раскрывается истина и смысл воплощения и доказывается доводами от исполнения пророчеств и от нравственного обновления, совершаемого в мире христианском.
Слово, или Гомилия, на Рождкество Христово святителя Василия Великого - шедевр православной гомилетики, более полутора тысяч лет входящий в сокровищницу христианства.
В первых же фразах мы легко узнаём слова Стихир Пасхи: "Воскресения день, и просветимся торжеством, и радостию друг друга обымем..." Слова 1-3 объединены одной общей темой: в них Григорий Богослов оправдывается в связи со своим удалением в Понт после пресвитерской хиротонии.
Слова 1-3 объединены одной общей темой: в них Григорий Богослов оправдывается в связи со своим удалением в Понт после пресвитерской хиротонии.
Слово содержит систематическое учение о Боге Сыне, направленное против арианства, посвящено единству Ипостасей Св. Троицы, в частности единству Отца и Сына.
В Слове затрагивается вопрос о божественной и человеческой природах в воплотившемся Боге, а также перечисляются имена Сына, встречающиеся в Священном Писании.
В этом и следующем Словах святитель оправдывается от обвинений, возводимых на него арианами. В Слове 33 раскрывается роль Крестной жертвы Спасителя в воссоздании всего человечества и роль истинной Церкви как места присутствия Божия и обожения людей.
Слово произнесено 25 декабря 380 г. В эту пору Богоявление было единым праздником, когда одновременно совершалось воспоминание Рождества и Крещения Господня — как явления Бога в мире. Канон Рождеству Христову прп. Космы Маиумского вдохновлен именно этим Словом.
В исключительно насыщенном догматическим содержанием вдохновенном Слове святитель говорит о Триедином Боге, о творении мира, который представляет собой иерархию светов, восходящих к первоверховному Свету — Богу, и о величайшем таинстве воплощения, смерти и Воскресения Христа Бога.
Изложение учения Церкви в форме ответов на главные возражения иноверцев и еретиков. Первая часть (главы 1–4) содержит учение о Боге Едином в Трех Лицах; во второй части (главы 5–32) излагается учение о сотворении человека, грехопадении, Боговоплощении и искуплении во Христе; в третьей части (главы 33–40) св. Григорий учит о таинствах Крещения и Евхаристии.
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.