Пять томов "Добротолюбия" составляют золотой фонд православной аскетики. На протяжении столетий монахи и миряне черпают из этой книги сокровища духовного опыта святых подвижников.
Каждый из 176 стихов псалма говорит о том, как душа человека живет словом Божиим и Законом Божиим, и всё складывается в учебник духовной жизни. Святитель Феофан сводит воедино многочисленные толкования св. отцов на этот псалом.
Св. Макарий возводит мысли к самому началу нашему и изображает, в каком светлом состоянии находился первый человек...
Это "сотницы" - краткие, почти стихотворные изречения о духовной жизни, подобные ожерелью из прекрасных жемчужин.
Падшим одно спасение — Господь. Умилосердился Господь и пришел воплощением для спасения нашего. Кровью Своею Он омыл грехи наши; благодатью Св. Духа обновил обветшавшее естество наше, и сделал нас таким образом гожими для царства Своего небесного...
Собранные из разных источников изречения преподобного Антония святитель Феофан Затворник изложил "по порядку отшельнической жизни".
"О чудо! Тебя обновляют без переплавки, вновь созидают без предварительного сокрушения, врачуют без ощущения боли: и ты ни во что ставишь сию благодать!"
Эта беседа определяет всю перспективу авторского видения античной культуры и дает четкий и вечный критерий отношения христианина к культуре: постижение внешних наук и приобщение к искусству должно служить главной цели: стяжанию добродетелей и очищению души. .
"Св. Макарий имеет дело с падшею душою, и научает ее, как из этого состояния тьмы, растления, мертвенности — выйти на свет, уврачеваться, ожить. Потому наставления его важны не для одних мироотречников, но для всех вообще христиан: ибо в том и христианство, чтоб восстать от падения". (свт. Феофан Затворник)
Эти наставления - продолжение уроков, данных в послании к иноку Николаю, и приготовление к пониманию кратких изречений преподобного Марка Подвижника.
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.