Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Святоотеческая Библиотека
Творения отцов и учителей Церкви
с интерактивной симфонией цитат и афоризмов
с интерактивной симфонией цитат и афоризмов
Принадлежность святителю Василию двух бесед о сотворении человека, прямо продолжающих тему «Шестоднева», долго оспаривалась учеными. Теперь она доказана.
"Мы, бедные, отличаемся от богатых одним — свободою от забот; наслаждаясь сном, смеемся над их бессонными ночами; не зная беспокойств и будучи свободными, смеемся над тем, что они всегда связаны и озабочены. А должник — и беден, и обременен беспокойствами."
"Итак, блаженное дело — и не помышлять о зле. Если же, уловленный врагом, принял ты в душу советы нечестия, не стой во грехе. А если и тому подвергся, не утверждайся во зле."
"Как же мы, земля и пепел, великому Господу приносим славу? Как приносим Ему честь? Мы приносим славу добрыми делами, когда дела наши бывают светлы пред человеками, и люди видят дела наши и прославляют Отца нашего, Который на небесах"
"Писанию же обычно предпоставлять печальное радостному, потому что наслаждение приятнее, когда предшествовало ему скорбное. Ибо сказано: Аз убию, и жити сотворю, — благодеяние после наказания. Поражу, и Аз исцелю (Втор. 32: 39)."
"История предлагаемого псалма, буквально по его надписанию, доселе не отыскана ни в одном из богодухновенных сказаний. Впрочем, прилежные испытатели Писания найдут нечто сходное с сею историей во второй книге Царств..."
"Во многие места Писания всеяно слово о суде, как весьма необходимое и многовнушающее при обучении благочестию уверовавших в Бога чрез Иисуса Христа."
"Кто выдержал тысячи подвигов ради добродетели и для приобретения ее с избытком испытал себя в трудах, тот жив будет до конца, как много потрудившийся в скорбях Лазарь, как преутружденный в борьбе с противником Иов".
Пророк показывает великую твердость упования на Христа. Хотя всё станет в превратном виде, хотя смятенная земля перевернется, хотя горы, оставив свои основания, сдвинутся в средину моря, мы не убоимся, потому что Бога имеем прибежищем и силою, и помощником «в скорбех, обретших ны зело».
"Для преуспевающего в добродетели нет мгновения, в которое бы он не изменялся..."
"Писание с милосердием Божиим везде соединяет правду, научая нас, что и милость Божия — не без суда, и суд не без милости".
"Радуйтеся, праведнии, о Господе, -- не тому, что благоуспешны ваши домашние дела, не тому, что наслаждаетесь телесным здоровьем, не тому, что поля ваши изобилуют всякими плодами, но тому, что имеете Господа, Который так прекрасен, так благ, так премудр".
"На всякое время благословлю Господа — не только при благоденствии, но и в несчастные времена жизни. Сим наученный Апостол говорит: Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (1 Фес. 5: 16–18)".
"Бог наш есть Сын Божий; Он и Спаситель рода человеческого, подкрепляющий немощь нашу, прекращающий волнение, производимое в душах наших искушениями."
"Эта беседа будет не только нравственная, но и догматическая, так как я намерен изложить учение о воскресении. Этот предмет многосторонен; он и в догматах служит руководством для нас, благоустраивает и жизнь нашу..."
О значении подвига мучеников для живущих, о пользе покаяния. Беседа завершается важным советом: после храма, придя домой, с семьей или друзьями, или наедине с собой восстановить в памяти слышанное.
Две беседы святителя Василия, произнесенные в связи с Великим постом, актуальны для каждого христианина не только в дни святой Четыредесятницы, когда надо настроиться на предстоящее поприще, но и в прочее время жизни, когда задача подчинения тела духу также остается с нами.
Две беседы святителя Василия, произнесенные в связи с Великим постом, актуальны для каждого христианина не только в дни святой Четыредесятницы, когда надо настроиться на предстоящее поприще, но и в прочее время жизни, когда задача подчинения тела духу также остается с нами.
"О чудо! Тебя обновляют без переплавки, вновь созидают без предварительного сокрушения, врачуют без ощущения боли: и ты ни во что ставишь сию благодать!"
Беседа произнесена в 369 году, когда на Каппадокию обрушился тяжелый голод. Святитель увещевает богатых поделиться с бедными, бичуя обладающих большими средствами своим метким и ясным словом.
Беседа содержит важные антропологические идеи: о том, что человек единственный сотворен по образу Триипостасного Божества; о том, почему, воспринимая человеческую природу, Бог Сын не поглощает личности людей в их многообразии; о свободе воли человека. Сотворение мира имело с самого начала целеустремленность во Христе Иисусе, Сыне Божием.
Беседы (проповеди, гомилии) - основной жанр сочинений святителя Василия. В сборник объединены 26 бесед различного содержания, в них разрабатываются важнейшие вопросы догматики, нравственности, аскетики.
Святитель Григорий I Двоеслов (†604), папа Римский, — вселенский отец и учитель Церкви. Среди его обширного богословского наследия особое значение имеют «Сорок бесед на Евангелия», в которых святитель увещевал паству «как можно скорее поспешать к вечным радостям отечества небесного»
«Беседы на псалмы» — собрание проповедей, посвященных отдельным псалмам. Толкования свт. Василия открывают богатство библейско-богословского и нравственно-аскетического содержания Псалтири.
Предмет Бесед — повествование книги Бытия о творении в шесть дней (Быт. 1:1 – 26); это первое святоотеческое систематическое толкование начальной главы Библии положило начало многовековой традиции «Шестоднева».
Девять бесед о покаянии произнесены будущим святителем в Антиохии еще в пору его пресвитерства, в разное время; авторство шести первых не оспаривалось, в отличие от бесед 7-9. Св. Иоанн, как всегда привлекая примеры из Писания, увещевает не отчаиваться и показывает различные пути покаяния.
Труд блаженного Феофилакта Болгарского, посвященный истолкованию Четвероевангелия, доступен пониманию всякого и прост, и вместе с тем с древних времен почитается Русской Церковью творением истинно отеческим и православным, верно передающим смысл Евангельских изречений.
Высказав 20 стихов-«блаженств», святой Ефрем затем обращается сперва к читателю-ученику, а затем — молитвенно к Самому Христу.
55 кратких, внешне и внутренне подобных евангельским, «блаженств» завершаются проникновенным призывам следовать мужеству святых.
Изложение учения Церкви в форме ответов на главные возражения иноверцев и еретиков. Первая часть (главы 1–4) содержит учение о Боге Едином в Трех Лицах; во второй части (главы 5–32) излагается учение о сотворении человека, грехопадении, Боговоплощении и искуплении во Христе; в третьей части (главы 33–40) св. Григорий учит о таинствах Крещения и Евхаристии.