Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Святоотеческая Библиотека
Творения отцов и учителей Церкви
с интерактивной симфонией цитат и афоризмов
с интерактивной симфонией цитат и афоризмов
Беседа раскрывает слова Апостола: " Всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите (1 Фес. 5:16. 18). Как можно радоваться всегда и благодарить о всем, поучает Великий святитель.
В 8 беседах святитель Григорий. рассматривает евангельские Блаженства как лестницу из 8 ступеней, по которой Божественное Слово постепенно возводит человека на высоты совершенства.
Блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное
Аскетическое поучение предваряется сетованиями побежденного Христом и праведниками диавола, который заключает: «Пойду к друзьям своим, избравшим беспечную жизнь, где не будет мне труда и не нужно также ухищрений».
Эта краткая, но чрезвычайно содержательная беседа посвящена православному учению о Святой Троице.
Существует 8 основных греховных помыслов: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордость.
Наставления в деятельной жизни - λόγος πρακτικὸς - изложенные в форме кратких главок и оттого особенно запоминающиеся и доходчивые, относятся к основам духовной жизни христианина.
«Не о деньгах у нас забота, — если и лишится кто их, то может вместо них приобрести другие. У нас в опасности душа! Если погубим её, то не сможем уже возвратить».
«Дело любви — поучать друг друга страху Божию… Прими же с любовью написанное тебе по любви же просто, искренно и не по-ученому; дополни это сам от себя».
Это произведение святителя Григория, в сущности, является настоящим сотериологическим трактатом: в нем содержится глубокий синтез святоотеческого учения о спасении в связи с учением о первородном грехе, о значении крещения и об эсхатологической природе спасения.
Преподобный Ефрем делится с читателями откровением — грозным явлением Христа Спасителя, воззвавшего к его душе.
"Не из земли явилась сокрытая в ней душа бессловесных, но произошла вместе с повелением. А душа бессловесных одна, потому что один отличительный признак — бессловесие. Но каждое животное отличается различными свойствами".
В трактате, оказавшем значительное влияние на дальнейшую христианскую традцию, святитель Григорий Нисский рассматривает жизнь ветхозаветного пророка и боговидца, в особенности его восхождение на гору Синай для встречи с Богом, как символ постепенного восхождения человека по пути молитвенной жизни к вершинам созерцания и соединения с Богом.
"Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих. Она менее вредит посторонним, но первое и ближайшее зло для того, кто имеет ее. ...Зависть обыкновенно пожирает душу, в которой зарождается".
"Мир, забывший Бога, преобладается, братия, несправедливостью к ближнему и бесчеловечием к малосильным... А кого Бог возводит в богочестие, тех научает и воздержанию от злых дел и попечению о милости к ближнему".
Это «самый лютый из наших врагов и супостатов. И что еще ужаснее, мы не можем без затруднения сказать, открывать, исповедать врачу духовному сии помыслы. Посему они часто многих повергали в отчаяние и безнадежность»...
«Вот, отверста дверь покаяния; постарайся, грешник, войти, пока она не затворена. Не дает Он времени твоему нерадению; и самая дверь, видя тебя беспечным, не будет ожидать, пока продолжится твоя небрежность».
Две беседы - обе произнесены святителем в Антиохии, в Великий Четверг, но, видимо, в разные годы, - почти идентичны. Это свидетельствует о важности для св. Иоанна всех высказанных там мыслей - о предательстве Иуды, о ветхозаветной и новозаветной Пасхе, о Святых Тайнах и о прощении врагов.
"Да изведут воды гады душ живых. Теперь в первый раз созидается животное одушевленное и одаренное чувством".
"Мне желательно тверже укоренить в тебе удивление к твари, чтобы ты, где ни находишься, и какой род растений ни встречаешь, всегда возобновлял в себе ясное воспоминание о Творце".
"Да изведет земля душу живу". Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных".
Сохранившаяся часть книги ἀντιππιτικὸν — "Противоборство", — о борьбе с демонами и страстями. Именно авва Евагрий развил учение о восьми помыслах, глубоко усвоенное аскетической традицией.
Одно из самых серьезных и догматически насыщенных творений святителя Василия, посвященное раскрытию учения о Святом Духе, мало разработанного к тому времени.
Мы помним из Чехова: "В человеке всё должно быть прекрасным..." А святитель Василий в этой беседе учит нас тому, каким всё должно быть в человеке, чтобы стяжать истинную и высшую красоту - смирение.
Эта часть 3-й главы «Лествицы» — изложение православного аскетического отношения к сну и сновидениям, — тема, волнующая многих.
"Каким образом могу во всей подробности рассмотреть красоту моря, в какой явилось оно очам Творца?"
"Даровавший нам разумение, чтобы и из малейших творений познавать великую мудрость Художника, да подаст силы из великих тварей приобрести еще большие понятия о Творце, хотя в сравнении с Создателем и солнце, и луна не более муравья и мошки".
«Ужасен и весьма худ страстный навык; он как бы неразрешимыми узами связывает мысль, и узы эти всегда кажутся мне вожделенными, потому что я сам хочу быть так связанным».
"Теперь следует сказать, какое естество имеет твердь, и для чего повелено ей занимать средину между водою".
Свидетельство современника и самовидца о преподобном Иоанне Лествичнике.
Сочинение в ста миниатюрных главах об основах духовной жизни.
Беседа - ответ на мучивший миллионы.людей вопрос, откуда зло и почему оно существует в мире, сотворенном Богом, если Он благ.
Аскетический призыв к трезвению, вниманию и покаянному плачу с памятью о часе смертном
"Сказано: земля же бе невидима и неустроенна. Почему, когда то и другое, и небо и земля, сотворены равночестно, небо доведено до совершенства, а земля еще несовершенна и не получила полного образования? Или вообще, что значит неустроенность земли? И по какой причине была она невидима?"
"Что существенно наше? Это — душа, которою живем, существо тонкое и духовное, не имеющее нужды ни в чем обременяющем: это — тело, которое дал Творец душе колесницею в жизнь. Ибо вот что человек — ум, тесно сопряженный с приспособленною к нему и приличною плотью".
«Увы мне, какому подпал я осуждению! Увы мне, в каком я стыде! Увы мне! Сокровенное мое не таково, как видимое. Поэтому, если не воссияют для меня вскоре щедроты Божии, то нет у меня никакой надежды спастись делами...»
Это второе произведение св. Ефрема под таким названием. Поведав драматичную и авантюрную историю из своей юности, послужившую его обращению, преподобный доказывает, что в духовной жизни нет случайностей, и сливает гимн Божию Промыслу с развернутым покаянием.
Меткое название «Обозрение духовной брани» дал выборкам из трудов преподобного Иоанна Кассиана Римлянина их переводчик и редактор, святитель Феофан Затворник. Основу этих выборок составляют восемь книг о борьбе со страстями.
Важнейшее догматико-полемическое сочинение св. Василия — «Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия». Основная тема этого произведения — проблема познаваемости Бога.
Приводим только первые 3 книги трактата: книги 4-5, долгое время приписывавшиеся Василию Великому, ему не принадлежат.