Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Святоотеческая Библиотека
Творения отцов и учителей Церкви
с интерактивной симфонией цитат и афоризмов
с интерактивной симфонией цитат и афоризмов
Сон — «некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств»; он противоположен завету Спасителя «бодрствуйте и молитесь, да не внидете в напасть». Борьба подвижника идет именно за молитву.
Предисловие к трудам аввы Евагрия в 1-м томе "Добротолюбия"
Краткая статья святителя Феофана Затворника о преподобном Макарии Великом, Египетском ценна как обобщение духа трудов святого.
Предисловие свт. Феофана Затворника к творениям прп. Марка в 1-м томе "Добротолюбия"
"Греческое Добротолюбие ничего не имеет из св. Ефрема, - пишет святитель Феофан Затворник. - Мы считаем несправедливостью лишить свой сборник сокровищ его учения. Почему решаемся выбрать назидательнейшее из его творений".
Выборка из «Лествицы» сделана святителем Феофаном согласно общему плану 2-го тома «Добротолюбия».
Из перевода «Подвижнических наставлений», выполненного в МДА (М., 1855), «выбирается подряд всё, относящееся к подвигам и борьбе со страстями».
"Сказание о Досифее", предваряющее "Душеполезные поучения" - потрясающая история духовного возрастания юноши "от нуля" к блаженной святой кончине.
45 Слов, прославившие Святителя как великого подвижника Церкви, богослова и церковного писателя, были созданы в разные периоды служения св. Григория В них сосредоточено то лучшее, что было создано им на богословском поприще.
«Не разлучены с нами преподобные отцы, потому что с нами всегда любовь их».
Великий духоносный подвижник, преподобный Исаак в своих «Словах подвижничеких» раскрывает собственный духовный опыт людям, стремящимся к высшей цели человеческого существования — богообщению и спасению души.
Сборник состоит из 29 Слов. Это подробные наставления о том, как угодить Богу и возрастать в любви к Нему, как проводить повседневную душеспасительную жизнь и хранить ум в чистоте.
«Итак, приидите, братия мои, приидите, отцы, приидите, рабы Христовы; сокрушим сердца свои и будем день и ночь плакать перед Господом».
В первых же фразах мы легко узнаём слова Стихир Пасхи: "Воскресения день, и просветимся торжеством, и радостию друг друга обымем..."
Слова 1-3 объединены одной общей темой: в них Григорий Богослов оправдывается в связи со своим удалением в Понт после пресвитерской хиротонии.
"Если желаете пребывать со мною, послушайте ради Иисуса..."
«Отречение от мира есть ... отвержение естества для получения тех благ, которые превыше естества».
В словах 9-10 Григорий Богослов оправдывает свое бегство в уединение после епископской хиротонии.
«Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг, большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви».
В 11-м слове, приветственном свт. Григорию Нисскому, автор говорит о любви к нему и о том, как следует совершать память мучеников.
«Познавший свои согрешения имеет силу и над языком своим, а многоглаголивый еще не познал себя, как должно».
12-е слово, обращенное к отцу, произнесено после того, как последний вручил Григорию Богослову управление Назианзской епископией.
Вино в подобиях аввы Исаии предстает символом духовной жизни.
«Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, — свою совесть».
Раскрывается символическое и назидательное значение слов и действий Спасителя до Распятия и при Распятии: они соотносятся с предстоящим христианину-аскету подвигом.
Уныние — расслабление души, лень духовная - это страсть, от которой страдает рано или поздно каждый. Борьба с ним сурова, но необходима. В этой борьбе помогут размышления преп. Иоанна Лествичника.
Слово это говорил Св. Григорий в богадельне, устроенной Василием Великим, в которой тогда (в 373 г. н.э.) было много зараженных проказой.
«Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом».
Григорий Богослов утешает отца по случаю происшедшего стихийного бедствия.
«Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей».
На примере мучеников Маккавеев свт. Григорий показывает, что мученичество не есть лишь пример героизма - оно может быть вдохновляющим, очистительным и спасительным для целого народа.
«Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатились духовно и забыли первую свою нищету».
Благотворительность есть уподобление Богу: будучи щедрым и милосердным, начальник может стать богом для подначальных, богатый — для бедных, здоровый — для больных.
«Вкусивший вышних благ легко презирает земные, невкусивший же первых радуется о стяжании последних».
Слово о почившем отце святитель Григорий превращает в гимн благодатному супружеству, в котором благодаря вере жены Григорий-старший, в прошлом язычник, стал христианином, принял священство и епископство и прославлен во святых.
«Нечувствие, как телесное, так и душевное, есть омертвение чувства от долговременного недуга и нерадения».
Слово произнесено по случаю произведенной имп. Юлианом Отступником переписи населения.
Слова 1-3 объединены одной общей темой: в них Григорий Богослов оправдывается в связи со своим удалением в Понт после пресвитерской хиротонии.
«Будем внимать себе, чтобы, думая идти узким и тесным путем, в самом деле не блуждать по пространному и широкому».
"Есть в нас по естеству вожделение (к Богу), — и без сего вожделения к Богу нет и любви"
Вероятно, это слово было написано при вступлении в управление православной общиной Константинополя и, тем самым, имело характер исповедания веры нового епископа. Оно представляет собой краткое суммарное изложение православной триадологии и является своего рода введением в проблематику последующих пяти Слов о богословии.
Продолжение предыдущего слова, руководящее к обретению бодренной молитвы.
Григорий Богослов, прославляя в Похвальном слове подвиги св. Афанасия Александрийского, выразил желание «особым писанием изобразить его доблести, как и он описал жизнь божественного Антония».
Наряду со словом 20-м это Слово является введением в православную триадологию.
«Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям».
Призывая к церковному единству, Григорий Богослов напоминает слушателям о согласии, гармонии, мире, единомыслии и любви, которые царствуют внутри Св. Троицы.
«Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете».
Одной из тем Слова, посвященного памяти священномученика Киприана Карфагенского, является необходимость и важность почитания мучеников в христианской Церкви.
«Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым».
Слово содержит изложение учения о христианской философии, которая есть не что иное, как богословие: философствовать значит размышлять о Боге и познавать Его, насколько такое познание возможно человеку.
«Смирение есть такое хранилище сокровищ, которое для хищников неприступно».
Превознесенный в слове 25 философ Ирон-Максим оказался бессовестным интриганом и поставил целью захватить вместо святителя Григория константинопольскую кафедру.
«Свет всем телесным членам — чувственные очи, свет же мысленный Божественных добродетелей есть рассуждение».
В 27-м слове, составляющем введение к остальным четырем словам о богословии, святитель Григорий рассуждает о том, каким должен быть истинный богослов: кто может богословствовать, перед кем, когда, в какой мере и о чём.
«Безмолвие тела есть благочиние и благоустройство нравов и чувств телесных; безмолвие же души есть благочиние помыслов и неокрадываемая мысль».
О Боге в Самом Себе, т. е. о сущности, природе и свойствах Бога, и о путях богопознания.
«Молитва по качеству своему есть пребывание и соединение человека с Богом...»
Слово содержит систематическое учение о Боге Сыне, направленное против арианства, посвящено единству Ипостасей Св. Троицы, в частности единству Отца и Сына.
«Бесстрастие, как я думаю, не иное что есть, как сердечное небо ума, которое все коварства бесов считает за детские игрушки»...
В 3-м слове Григорий Богослов учит о важности сана священника, каков должен быть епископ, излагает основы пастырства в христианской Церкви.
Правила поведения, адресованные новоначальным монахам, во многом чрезвычайно поучительны и для мирян, в том числе и современных, - и собственно аскетическим духом, заставляющим внимать себе, и как выражение глубокого такта и любви к ближнему.
«Странничество есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию».
В Слове затрагивается вопрос о божественной и человеческой природах в воплотившемся Боге, а также перечисляются имена Сына, встречающиеся в Священном Писании.
Опровергая македониан, свт. Григорий доказывает божественное достоинство Святого Духа и равенство Его двум другим Ипостасям Святой Троицы.
Основная идея этого Слова заключена в характерном афоризме: «Великое дело — говорить о Боге, но еще больше — очищать себя для Бога»
В этом и следующем Словах святитель оправдывается от обвинений, возводимых на него арианами. В Слове 33 раскрывается роль Крестной жертвы Спасителя в воссоздании всего человечества и роль истинной Церкви как места присутствия Божия и обожения людей.
Слово произнесено в 380 году и адресовано египетским монахам, прибывшим в столицу империи с хлебным караваном. Святитель учит здесь распознавать уже заложенные в Священном Писании догматические истины исходя из Предания Церкви.
"Он родился по плоти, чтобы тебя возродить по духу; родился от жены, чтобы ты перестал быть сыном женщины; попустил, что отец Его стал рабом, чтобы тебе, рабу, сделать отцом Владыку. Итак, возрадуемся и возвеселимся, с радостью вспоминая наши блага"
В слове, произнесенном в декабре 380 г., святитель говорит о том, что он никогда не стремился занять Константинопольскую кафедру.
Это слово является единственной собственно экзегетической проповедью святителя Григория Богослова.
Слово произнесено 25 декабря 380 г. В эту пору Богоявление было единым праздником, когда одновременно совершалось воспоминание Рождества и Крещения Господня — как явления Бога в мире. Канон Рождеству Христову прп. Космы Маиумского вдохновлен именно этим Словом.
В слове, произнесенном 6 января 381 года, святитель рассуждает о Божестве, Троичности, о благодати Крещения.
Два обличительных трактата против Юлиана были написаны уже после смерти императора (26 июня 363), хотя начаты, вероятно, во время удаления Григория Богослова из Назианза, вскоре по принятии им священного сана, а закончены и опубликованы в кон. 364 — нач. 365 г.
«Послушание есть умерщвление членов телесных при живом уме».
Эти наставления аввы Исаии - прежде всего уроки братолюбия, такта и рассудительности, указывающие, как строить свою жизнь и отношения с людьми, чтобы избегать соблазна для себя и них и соблюдать заповеди Божии.
В слове, посвященном празднику Богоявления, святитель Григорий говорит о единстве Троицы в контексте крещальной практики Церкви и собственного христианского опыта. Он убеждает не следовать господствовавшему в ту пору обычаю откладывать крещение даже до старости, а призывает не откладывать Таинства.
Слово произнесено на Пятидесятницу в мае 381 года. Святитель возвращается здесь к пневматологической теме: исповедует веру в божество Святого Духа и единосущие Его Отцу и Сыну.
Слово произнесено в мае 381 года и обращено к 150 отцам II Вселенского Собора. Святитель отвергает возводимые на него обвинения, обращается с прощальными словами к пастве и основанному им храму Анастасии.
В этом непревзойденном по силе и глубине Слове святитель Григорий Богослов излагает самые сокровенные мысли — о своей любви к Афинам и к эллинской учености, об уединенной и безмолвной жизни, о догмате Св. Троицы.
Произнесено в 383 г.
В исключительно насыщенном догматическим содержанием вдохновенном Слове святитель говорит о Триедином Боге, о творении мира, который представляет собой иерархию светов, восходящих к первоверховному Свету — Богу, и о величайшем таинстве воплощения, смерти и Воскресения Христа Бога.
Два обличительных трактата против Юлиана закончены и опубликованы уже после смерти императора-отступника. в кон. 364 — нач. 365 г. Задачи святителя — лишить Отступника ореола славы, вразумить христиан и отстоять их право на общую культуру и образование.
Среди этих уроков братолюбия и хранения совести многие относятся к совместному труду, совместной трапезе, совместному проживанию и обучению.
«Когда мы впали в ров беззаконий, то не можем выйти из него, если не погрузимся в бездну смирения кающихся».
Слово произнесено после окончания периода, на который Григорий Богослов дал обет молчания: оно посвящено возвращению в лоно Церкви группы назианзских монахов.
"Не ищи высших (даров) Божиих, пока молишься Ему о помощи, да приидет и спасет тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет (для него уготовано) место нескверное и чистое".
«Как олово отличается от серебра, хотя и подобно ему по виду, так и различие между естественным и противоестественным страхом смерти для рассудительных ясно и очевидно».
В надгробном слове свт. Григорий живописует облик своего менее известного святого брата, врача и аскета, а заодно характеризует святых родителей и данное ими воспитание.
"Испытаем же себя, возлюбленные, исполняет ли каждый из нас заповеди Господни, по силе своей, или нет: ибо все мы долг имеем исполнять их, по силе нашей, — малый по малости своей, великий по великости своей."
Словосочетание «радстостотворный плач» — одно из ключевых для понимания не только православной аскезы, но и православного миросозерцания в целом, вхождения в мир веры.
Св. Горгония - естра св. Григория Богослова, прославившаяся благодаря тому, что брат запечатлел ее подвиг в этом Слове. Григорий считал, что сестра была идеалом христианки.
Дошедшие в устной передаче слова великого подвижника.
Душеполезное поучение о борьбе со страстями гнева и памятозлобия.
В словах 9-10 Григорий Богослов оправдывает свое бегство в уединение после епископской хиротонии.
23 кратких поучения-правила для подвижников.
Подзаголовок беседы: "против неприсутствующих в священных собраниях, и о святом спасительном крещении Спасителя нашего Иисуса Христа, и о недостойно причащающихся, и о том, что оставляющие божественную литургию прежде ее окончания и выходящие прежде заключительной молитвы уподобляются Иуде".
«Слово на святое Богоявление» — εις τά άγια θεοφάνεια — одна из 11 дошедших до нас бесед святителя Григория Чудотворца, сохранилось во многих греческих рукописях.
Слово было произнесено на Богоявление, возможно, в 383 г. В нем святитель Григорий объясняет суть и символику таинства Крещения.
Вдохновенное, поэтическое, богословски глубокое слово о Рождестве Христовом... "Будучи Богом, Он сделался человеком, не перестав быть Богом; будучи бесстрастным Словом, Он стал плотью, — сделался плотью, чтобы обитать в нас".
"Настоящий день заставил нас забыть первый, произнесенный на нас приговор, или лучше, не только заставил забыть, но и уничтожил его для нас, ибо совершенно изгладил всякое воспоминание о нашем осуждении".
«Ныне отверзается темница смерти; ныне пленным возвещается освобождение; ныне слепым дается прозрение; ныне сидящих во тьме и сени смертной посещает Восток свыше».
"Сегодня вся вселенная, как одно семейство, собравшееся для одного дела, оставив дела обыкновенные, как бы по данному знаку, обращается к молитве..."
В раннем сочинении св. Афанасия (317-319 гг.) уже содержатся основные положения его богословского учения. Раскрывается истина и смысл воплощения и доказывается доводами от исполнения пророчеств и от нравственного обновления, совершаемого в мире христианском.
«Всякое дыхание вострепещет и придет в ужас. Но благодать Спасителя укрепит и возрадует сердца праведных».
Одна из наиболее известных проповедей преподобного Ефрема Сирина, имеющая форму обширного тематизованного слова (греч. λόγοι), характеризуемого всесторонним объяснением предмета и истинно ораторским изложением.
Библейское повествование о праотце Иосифе в пересказе преподобного Ефрема превращается в яркую повесть о действии Божия Промысла.
Проникающий душу образец покаянной молитвы в минуты скорбей и искушений.
...Без подвига никто не увенчивается, но и благодать Божия не оставляет того, кто усердно сражается и подвизается. Если же кто, доведя себя до расслабления, поленится раскрыть уста свои и призвать на помощь благодать, то пусть он винит себя, а не благодать, что она не помогает ему…
"Мы отложили бремя поста, но не будем откладывать плодов поста, потому что можно отложить бремя поста и собирать плоды поста. Прошел труд подвигов, но не должно проходить усердие к добрым делам; прошел пост, но пусть останется благочестие"
Краткое аскетическое слово к «юности, возлюбившей подвижничество».
«Приидите, возлюбленные; приидите, отцы и братия мои, избранное стадо Отца, запечатленные (на которых наложена печать) воины Христовы. Приидите, дети, выслушайте слово спасительное для душ ваших...»
96 советов о духовной жизни — от кратких афористических речений до более развернутых поучений.