Григорий Богослов (Назианзин), святитель

Григо́рий Богосло́в (Назианзин) (Γρηγόριος ὁ Θεολόγος καὶ Ναζιανζηνός), святитель (329–389 г.) — один из трёх Отцов, которых Церковь нарекла «богословами». Друг и соратник Василия Великого. Человек лирического, даже меланхолического склада, Григорий Богослов против своей воли (по настоянию отца и Василия) стоял в центре событий тех лет. Добившись победы Православия на Втором Вселенском Соборе (провозгласившем божество Духа Святого), Григорий Богослов обрёл наконец спокойную жизнь и окончил её в написании мистических и автобиографических поэм и стихов. В тринитарном богословии Церкви назианский богослов занимает главное место — никто не писал о Троице так проникновенно, так прекрасно, так поэтично, но и так точно и богословски выточено как он. Григорий Назианзин считал проповедь Божества Святого Духа миссией всей своей жизни: «никогда ничего не предпочитали мы и не могли предпочесть Никейской вере, но с Божией (помощью) держимся и будем держаться этой веры, проясняя только неясно сказанное там о Святом Духе, ибо тогда еще не возникал этот вопрос». Григорий Богослов в речи по поводу своей хиротонии: «пусть всем у нас управляет Дух, Которому предали мы самого себя и голову, помазанную елеем совершенства в Отце Вседержителе, Единородном Слове и во Святом Духе, (Который есть) Бог. Ибо до каких пор скрывать нам светильник под спудом и лишать других совершенного Божества? Не подобает ли уже поставить (светильник) на подсвечник, чтобы он светил всем церквам и душам и всей полноте вселенной, чтобы (вера в Божество Духа) была не воображаемой и начертываемой лишь в уме, но чтобы она открыто провозглашалась? Ибо именно в этом заключается совершеннейшее проявление богословия в удостоившихся такой благодати через самого Иисуса Христа ». Григорий Богослов, Назианзин, более всех других Каппадокийцев говорил о созерцании Пресвятой Троицы. В отличие от своего друга Василия Великого, даже в области богословия всегда остававшегося устроителем, всегда нисходящего к понятиям, стремящегося созидать Церковь, укрепляя четкой терминологией путь, по которому должна следовать мысль человека, Григорий Богослов, даже когда рассуждает и обсуждает — непрестанно возносится к созерцанию.

 

Книги автора (46):

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.