Григорий Палама, святитель

Григо́рий Палама́ (церк.-слав. Пала́ма, греч. Γρηγόριος Παλαμᾶς; 1296, Константинополь — 14 ноября 1359, Фессалоники) — архиепископ Фессалоникийский, христианский мистик, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма .

Родился в семье крупного чиновника при дворе императора. Григорий получил всесторонне и глубокое образование; он рано потерял отца, и сам император заботился о нем, предназначая к государственной деятельности, однако в возрасте двадцати лет Григорий покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору Афон, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием и принял монашеский постриг.

В 1325 году вместе с другими монахами Григорий покинул Афон, спасаясь от турок. В Фессалонике он принял священнический сан, после чего в окрестностях города Верии основал отшельническую общину. Там в пещере Григорий предавался «умной» (то есть непрерывной безмолвной) молитве всё время, кроме общих богослужений. В 1331 году вернулся на Афон, где продолжил отшельническое житие, пока Господь не воздвиг его на полемику с калабрийским монахом Варлаамом о природе Фаворского света.

Варлаам Калабрийский в принципе отрицал саму возможность видения вечного Фаворского света. Он считал, что нет ничего вечного и несотворенного, кроме Самого Бога, — а допуская существование Фаворского света как вечного света, приходится означить его Богом, а это — «двубожие» (в «двубожии» он и обвинял афонских монахов-исихастов вкупе с Григорием Паламой). Григорий Палама учил о необходимости различать трансцендентную сущность Божества и действия Божества, Его нетварные энергии. Сущность Божества недоступна человеку, и тем не менее, всё и вся участвуют в Боге, и этим участием существуют, – не участием в природе Его, а участием в Его действиях. Григорий Палама учил о Божественных энергиях, действующих в мире, открывающихся людям, но вместе с тем не являющихся сотворенными, ибо они суть вечные эманации Бога, не изменяющие Его вечной природы. Они, эти эманации, связывают имманентный мир и трансцендентного Бога. Эти Божественные энергии — «благость», «общая благодать Пресвятой Троицы». Учение исихастов утверждало возможность реального богообщения, познания непознаваемого Бога, указывало пути выхода человека за пределы его тварной природы.

Полемика о Фаворском свете стоила Григорию Паламе не только духовных и интеллектуальных усилий. Патриарх Иоанн XIV Калека, сторонник учения Варлаама Калабрийского, отлучил святителя от Церкви и заключил в тюрьму. После смерти этого патриарха освобожденный Григорий Палама был возведен в сан архиепископа Фессалоникийского. В одном из морских путешествий святителя Григория в Константинополь его судно было взято в турецкий плен, в котором святитель пребывал в течение года.

В последние три года жизни св. Григорий сотворил немало чудес, и 13 ноября ему явился Иоанн Златоуст и призвал его, как друга, успокоиться с собою в райских обителях. На следующий день свт. Григорий преставился. “В горняя, в горняя к Свету”, — его последние слова.

Учение святителя Григория Паламы было подтверждено решениями Константинопольского Собора 1351 года, определения Собора были внесены в чин Торжества Православия.

«Он говорил, что Бог познаваем в его энергиях, что сущность Божия непостижима, но Бог действует в этом мире через энергию, которая есть благодать, даваемая нам от всех трёх лиц Святой Троицы, и что возможно действительное прикосновение к Богу не только в созерцании им созданного мира, не только в чтении книг, изучении Священного Писания, но и в непосредственном опыте богообщения. Том опыте, который был у апостолов на Фаворской горе, у Моисея на горе Синайской, который имели зрители Богоявления, Крещения на Иордане и потом многие-многие святые, знавшие, что такое благодать Духа Святаго» (Прот. М. Козлов)

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.