Изречения

[Из «Достопамятных Сказаний», Сборника преосвященного Игнатия («Отечник») и Алфавитного Патерика.]

 

1. Авва Евагрий сказал: избегай беседы о мирском, чтоб ум твой не возмущался и правило безмолвия твоего не было нарушено.

2. Говорил также: много значит молиться без развлечения, а еще более петь (псалмы) без развлечения.

3. Еще говорил: помни всегда об исходе твоем, не забывай вечного суда, и сохранишь душу твою от всякого греха.

4. Еще говорил: не будь искушений, никто бы не спасся.

5. Сказал авва Евагрий: начало спасения — самоукорение.

6. Он же сказал: если впадешь в малодушие, молись; но молись со страхом и трепетом, молись усердно, бодренно и трезвенно.

7. В начале своего монашеского жительства авва Евагрий пришел к некоторому старцу, и сказал ему: авва! преподай мне душеспасительное слово. Старец сказал ему: если хочешь спастись, то к кому бы ты ни пришел, не говори прежде нежели он спросит тебя54.

8. Однажды по какому-то делу было собрание в келлиях, и авва Евагрий говорил тут. Пресвитер говорит ему: мы знаем, авва, что если бы ты был на своей стороне, уже давно бы мог быть епископом и начальствовать над многими; а теперь ты сидишь здесь как странник. Авва Евагрий, хотя был тронут сим, но не смутился и кивнув головою сказал: точно так, отец, но единою глаголах, — второе не приложу (Иов. 39: 35).

9. Евагрий в своем «Гностике» говорит: мы научились у праведного Григория, что главных добродетелей четыре: разумность (φρόνησις), мужество, целомудрие и справедливость. Дело разумности, говорил он, состоит в том, чтоб созерцать умные святые силы; дело мужества — стоять в истине, и, хотя бы встретилось противоборство, не уклоняться к не-сущему; приняв семена от первого земледельца, — отвращаться от всевателя (врага), свойственно, по его мнению, целомудрию55. А дело справедливости — воздавать каждому по достоинству.

10. Там же говорит он: столп истины — Василий Каппадокийский — говорит: знание, происходящее от людей, усовершается постоянным занятием и упражнением; а, происходящее от благодати — правдою, кротостью и милосердием: первое могут приобретать и люди страстные; а последнее в состоянии принимать только бесстрастные, которые во время молитвы зрят свет, осиявающий их ум.

11. Еще говорил он там: Ангел Тмуитской церкви Серапион сказал, что ум очищается, упоеваясь духовным ведением, любовь врачует гнев, воздержание обуздывает похоть и пожелание.

12. Еще: Дидим говорил: непрестанно беседуй сам с собою о Промысле и о суде, и предметы их старайся содержать в памяти. Промысл особенно виден в возведении нас от греха и неведения к добродетели и ведению.

 

Источник электронной публикации: Добротолюбие. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. — репринт 3-го издания Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, М. : 1895. с. 636-638.
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.