Авва Евагрий Понтийский

Евагрий Понтийский (Εὐάγριος ὁ Ποντικός, ок. 345–399) родился в провинции Понт (Черноморское побережье Малой Азии). В молодые годы увлекался философией; был близок к свт. Василию Великому, который поставил его чтецом. Он пользовался также расположением свт. Григория Нисского и свт. Григория Назианзина, рукоположившего его в диаконы. Участвовал во II Вселенском соборе, затем побывал в Египте и вернулся в Константинополь к новому патриарху Нектарию. Но вскоре, спасаясь от постигших его искушений (от страсти к женщине), он покинул столицу и удалился в пустыню (сначала в Палестинскую, а в 383 — в Египетскую). В Египте он сблизился с великими учителями монашества — Макарием Египетским и Макарием Александрийским. Два года авва Евагрий провел в Нитрии и 14 лет в Келлии. Когда Феофил Александрийский решил поставить его в епископы, Евагрий тайно скрылся.

Как и его учитель свт. Василий Великий, авва Евагрий был одним из первых аскетических писателей, вышедших из образованной среды. Ему принадлежит ряд книг, включающих краткие поучения о подвижнической жизни. С него начинается традиция писаний об умной молитве.

На Евагрия Понтийского оказал влияние другой известный христианский мистик и богослов, Ориген. Однако нигде в своих сочинениях Евагрий на него не ссылается: Ориген не был для Евагрия церковным авторитетом, по своему значению сравнимым с каппадокийскими отцами и отцами-пустынниками. Евагрий развивал некоторые неортодоксальные идеи Оригена, за что на Пятом Вселенском Соборе (553 г.) был осуждён как еретик. Результатом анафематствования явилось то, что имя Евагрия замалчивалось в Православной церкви, а многие из его душеполезных сочинений были приписано прпп. Нилу Синайскому и Марку Подвижнику, при этом идеи его трудов использовали многие богословы. Авторство было восстановлено по спискам трудов по данным древневосточных церквей.

К концу своей жизни Евагрий стал истинным старцем, духовного назидания и утешения которого жаждали многие верующие, приезжавшие к нему даже из далеких стран. Около него собрался и круг учеников. Имена по крайней мере двух из них нам известны: это Палладий, автор известного «Лавсаика» и впоследствии епископ Еленопольский, и Ираклид, родом с Кипра, позднее рукоположённый святителем Иоанном Златоустом в епископа Эфесского.

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.