Феофилакт Болгарский

Феофилакт Болгарский, Охридский (греч. Θεοφύλακτος¨Ηφαιστος,) — архиепископ Охрида в византийской провинции Болгарии (ныне Республика Македония).

Жизнь блаженного Феофилакта Болгарского не описана никем из современных ему или позднейших писателей, поэтому долго не удавалось определить даже время его жизни. Родился он между 1050 и 1060 годами в городе Халкисе на острове Эвбея. Носил фамилию Ифест. Учился в Константинополе и, завершив образование, остался в столице, где был рукоположен в сан дьякона, входил в причт храма Святой Софии и носил титул ритора Великой Церкви. Обязанностью его было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени патриарха. Вероятно, его проповеднические дарования были причиной того, что патриарх сколь возможно долее удерживал его в этой невысокой, но очень важной должности. Впрочем, надежда, что при его высоких дарованиях он может быть еще более полезен в другом месте, заставила патриарха и императора указать ему другое, более обширное поприще деятельности — в сане архиепископа Болгарской Церкви.

С середины XI века архиепископы болгарские стали назначаться не из природных болгар, а посылаться уже из Константинополя. Блаженный Феофилакт был пятым Болгарским архиепископом из греков, поставленным на эту кафедру по одним источникам до 1081 года, по другим — в 1089 или 1090 году. Он показал себя мудрым и деятельным архипастырем.

Неизвестно, сколько времени продолжалось служение Феофилакта в качестве архиепископа Охридского. Черпая даты из писем, можно утверждать, что окончилось оно не ранее 1108 года. Если датировка рукописи одного из его стихотворений достоверна, то в 1125 году он был ещё жив, но оставался ли ещё архиепископом Охридским, неизвестно. По сербским источникам, в конце жизни он перебрался Солунь, где и скончался.

Феофилакт частно именуется «блаженным», однако он не входит в число святых Православной Церкви. Однако греческие авторы и старопечатные славянские издания его толкований Священного Писания называют его святителем и приравнивают к Отцам Церкви.

Блаженный Феофилакт составил на греческом языке комментарий ко всему Новому Завету (кроме Откровения), а также толкования на 11 воскресных евангельских чтений и на пророков Осию, Аввакума, Иону, Наума, Михея. Высказанные в экзегезе Феофилакта мысли во многом заложили основу не только средневекового, но и современного понимания библейских идей. Толкования Феофилакта часто называют в числе самых авторитетных. Его комментарии к Евангелиям и к Посланиям ап. Павла были важным источником, из которого не только восточное православие, но и западный мир в эпоху Возрождения черпал познания в греческом богословии.

В целом экзегет следует историческому методу отцов антиохийской школы, особенно святителя Иоанна Златоуста, однако не чужд и аллегорическому методу толкования, разработанному александрийской школой.

Изъяснению каждой книги предшествует предисловие, в котором кратко говорится о времени и обстоятельствах составления книг, а в некоторых случаях излагается и ее содержание.

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.