Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Гибельная страсть в человеке — сделать клятвы привычными для языка своего. Не делай клятв привычными языку своему, чтобы не умножилось твое неведение, и вместо оправдания не собрать тебе кучи грехов.
Если кто придет к тебе, говоря таинственно: «Дадим себе слово быть между собой в любви и в единомыслии, так что если скажу что тебе, то слушайся меня без всякого прекословия», — а потом, когда дадите друг другу клятву, захочет совратить тебя в грех, то не слушайся его, хотя бы обещал тебе что-нибудь великое и сам простерся бы пред тобой на земле, умоляя нарушить заповедь Божию. Не приими лица на душу твою (Сир. 4: 26). Диавол умеет подстроить не только это, но и приводит места из Писания, представляя в предлог немощь плоти, употребляя многие другие хитрости, чтобы сделать человека преступником заповедей Божиих и иметь чем похвалиться в рассуждении (растлении) его. Но мы, вразумленные его (беса) усилием и напрасным трудом, укрепимся в благочестивых мыслях. Люди, намеревающиеся выполнять собственную свою волю, а лучше сказать, волю действующего через них диавола, много употребляют стараний и искусства, чтобы цель их не осталась недостигнутой. Насколько же тогда нам, обязавшимся вести жизнь духовную, надобно быть более сведущими и трезвенными, чтобы не хвалился в рассуждении нас диавол! По заповеди Спасителя нашего Бога, надлежало бы вовсе не клясться (Мф. 5: 34). Но теперь уловлен ты словом, не пренебрегай им, потому что за друга своего идешь в руки злых. Не даждь сна твоима очима, ниже да воздремлеши твоима веждома: да спасешися аки серна от тенет, и яко птица от сети (Притч. 6: 4–5). Впрочем, не падай умом и не приходи в замешательство. Дело можно поправить, если впоследствии будешь иметь пред очами Господа, — поэтому будь внимателен к себе. Не связан ты клятвой, если удаляешься от зла, ибо Сам, по преизбытку человеколюбия проповедавший Евангелие в мире, Сам Господь повелел людям каяться и удерживаться от всякого греха (Мф. 4: 17). Смотри, не с намерением ли выполнить свои прихоти представляем в предлог клятву, как будто не в состоянии уже мы исхитить себя из сетей, разумею, вражиих? Бог поругаем не бывает (Гал. 6: 7), и желающим спастись подает руку. Итак, уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33: 15), — и тем соблюди слово свое, согласно со сказавшим: От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя (Пс. 118: 101).